Школьное сочинение на тему: "Что такое Обломовщина?" В своем романе "Обломов" И.А. Гончаров поведал нам историю о том, "как
лежит и спит добряк-ленотвец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут
пробудить и поднять его..." — писал Н. А. Добролюбов в статье "Что
такое обломовщина?". "Не бог весть какая важная история", — замечает
критик, и тем не менее, считает роман Гончарова ценным приобретением для
русской литературы. Ценным, потому что в этой истории "отразилась
русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский
тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней
сказалось новое слово нашего собственного развития, произнесенное ясно и
твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием
истины. Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих
явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более
общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные
повести". Добролюбов увидел в типе Обломова и в обломовщине нечто
большее, чем просто удачное создание сильного таланта, он увидел в нем
"произведение русской жизни, знамение времени".
Так кто же такой этот Обломов и почему именно его именем названо
столь обширное явление русской жизни? Попробуем разобраться, совершив
небольшую экскурсию по страницам его биографии.
Илья Ильич Обломов — дворянин, имеет чин коллежского секретаря.
Когда ему было двадцать с небольшим лет, он приехал из Обломовки,
родового имения, расположенного в одной из губерний, в Петербург и с тех
пор безвыездно жил в столице. Мы узнаем, что когда-то, в юности, он
"был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал много и от
судьбы и от самого себя". Но чего именно он ждал? По-видимому, ничего
конкретного, если даже в чертах его лица отсутствует всякая определенная
идея, всякая сосредоточенность, а "господствующим и основным выражением
не лица только, а всей души" является мягкость. Беспечность и мягкость
пронизывают весь облик героя. Портрет Обломова дополняет описание его
домашнего костюма, который так идет "к покойным чертам лица его и к
изнеженному телу!". По мере того как сужался круг светского общения
Обломова, халат приобретал в его глазах "тьму неоцененных достоинств: он
мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб,
покоряется самомалейшему движению тела".
Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл.
Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, просторном сюртуке или
куртке воображает он себя и в мечтах. Но как только меняется жизнь
Обломова, ее ритм — меняется и его одежда: когда он влюбляется в Ольгу,
то перестает носить халат, ходит в домашнем пальто, носит легкую косынку
на шее, белоснежную рубашку, прекрасно сшитый сюртук, щегольскую шляпу.
В попытке поспеть за жизнью Обломов стремится следовать моде, но в душе
сравнивает себя все же с ветхим, изношенным кафтаном.
Хотя в романе и сказано, что Илья Ильич не был похож ни на отца,
ни на деда, в его петербургской жизни повторяются многие ситуации
обломовского бытия, и понятно, что истоки характера Ильи Ильича, его
отношения к жизни и самому себе нужно искать в родовом гнезде. Именно в
Обломовке он получил первые понятия и впечатления о жизни, которая, "как
покойная река", течет мимо и в которой идеалом является покой и
бездействие. Он был развитым ребенком, но пытливый ум мальчика все же не
в силах был противиться простоте нравов, тишине и неподвижности,
царившей в Обломовке, С детства у Обломова "навсегда останется
расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье
и поесть на счет доброй волшебницы". И будучи взрослым, Илья Ильич
сохраняет веру в чудеса и бессознательно грустит о том, "зачем сказка не
жизнь, а жизнь не сказка". Пансион, в котором обучался Илюша, мало чем
отличался от родительского дома. И дома, и в пансионе его лелеяли, "как
экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он
рос медленно и вяло", а потому силы, которые искали своего проявления,
"обращались внутрь и никли, увядая". После обучения в пансионе родители
отправили Илюшу в Москву, "где он волей-неволей проследил курс обучения
до конца".
Окончив курс обучения, Обломов едет в Петербург, мечтая об
успехах на служебном поприще, достойном положении в обществе, семейном
счастье, но и в Петербурге он ведет образ жизни, привычный с детства.
Прошло десять лет, а Обломов "ни на шаг не продвинулся ни на каком
поприще... все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме
узор своей будущности".
Хотя Илья Ильич и не стремится к общению, его то и дело навещают
разные люди. Одни, как Волков, Судьбинский, Пенкин, заходят не часто и
не надолго. Другие — Алексеев, Тарантьев — усердно посещают его. Они
приходят есть, пить, курить хорошие сигары, находя у Обломова "теплый,
покойный приют и всегда одинаково если не радушный, то равнодушный
прием". Алексеев разделял "одинаково согласно и его молчание, и его
разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был". Тарантьев же
приносил в обломовское царство сна и покоя "жизнь, движение, а иногда и
вести извне". Кроме того, Обломов простодушно верил, что Тарантьев "в
самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное".
Все остальное время ничто не нарушало обычного состояния героя, а
этим состоянием были "покой" и "лежанье". В уединении и одиночестве
Обломов "любил уходить в себя и жить в созданном им мире": воображать
себя непобедимым полководцем, мыслителем, великим художником, решать
мировые проблемы, проникаться сочувствием ко всем обездоленным и
несчастным... А когда воображаемые заботы становились неодолимыми, он
терялся и начинал "молиться жарко, усердно, умоляя небо отвратить
как-нибудь угрожающую бурю". После молитвы становился "покоен и
равнодушен ко всему на свете", поручив попечение о своей участи небесам.
Только в мечтах Обломов был по-настоящему счастлив: чувствовал "смутное
желание любви, тихого счастья". Правда, возвращаясь в реальность, он
стремился осуществить свои идеалы и помыслы, но эти стремления мгновенно
улетучивались, зачастую даже не оформившись словесно. Громкий призыв к
Захару, не успев перейти в просьбу или приказание, быстро сменялся
обычным задумчивым настроением.
Хотя в реальной жизни Обломова не было потрясений и бурь, судьба
его трагична. Он прекрасно же о себе понимал. В исповеди Штольцу Илья
Ильич признавался, что ему больно "за свою неразвитость, остановку в
росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему". Он чувствовал, "что
в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее светлое начало... как
золото в недрах горы" и завидовал людям, которые живут "так полно и
широко", но так ничего и не предпринял. За мягкостью, беспечностью и
изнеженностью скрывается на самом деле твердая и цельная натура,
хранящая верность самому себе. Он порывает связи с теми, кто понимает
жизнь иначе, и любит искренне одного Штольца. Друзей связывали
романтические юношеские мечтания. Со Штольцем Обломов собирался
"изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь
ноги на Везувии, спуститься в Геркулан". Но если для Штольца путешествие
— не подвиг, а простое и привычное дело, то Обломов совершил в своей
жизни "единственную поездку из своей деревни до Москвы". И, тем не
менее, именно Штольц пробудил в своем друге на какое-то время жизненные
силы.
Попытка осуществить юношескую мечту о путешествии не увенчалась
успехом, зато "пробудившиеся жизненные силы" устремились к исполнению
другой мечты — мечты о любви.
Штольц познакомил Илью с Ольгой Ильинской, и ритм его жизни
изменился. Облонов словно увидел себя и стою жизнь со стороны и
ужаснулся. "И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и
пыль с паутиной нестерпима". Так же бурно и страстно, как начался его
роман, Обломов "стряхивает шаль и паутину" со всей своей жизни, смело и
отважно устремляется в мир, полный движения, волнений, страстей. Уже
вскоре он признается Ольге в любви, чувствуя, что Ольга точь-в-точь
идеал "счастья жизни".
Любовь наполнила жизнь Обломова смыслом. Он мечтает о
путешествий за границу, намеревается уехать с Ольгой в свой зеленый рай —
Обломовку, но... внезапно загоревшись любовной страстью, Обломов так же
внезапно и отрезвляется. Когда в любви миновала поэтическая пора и
началась "строгая история: палата, потом поездка в Обломовку, постройка
дома, заклад в совет, проведение дороги, нескончаемый разбор дел с
мужиками... жнитво, обмолот... заботливое лицо приказчика... заседание в
суде", любовь становится долгом и кончается ее "летняя, цветущая
поэма". Вникнув в "практическую сторону вопроса о свадьбе", Обломов
видит в ней "официальный шаг к существенной и серьезной действительности
и к ряду строгих обязанностей", и это угнетает его.
Время идет, в ожидании отчета поверенного о состоянии своих дел
Обломов ищет квартиру в Петербурге, поближе к Ильинским, и на время,
пока найдется квартира, поселяется в доме. Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
Жизнь в этом доме, напоминает герою жизнь в любимой Обломовке. Тишина и
спокойствие, постоянные заботы хозяйки о кухне, на которой она
царствует, приводят Обломова в отчаяние. Он понимает, что жизнь с Ольгой
не сулит ему "мирного счастья и покоя". Ему нужна хоть временная
передышка от постоянных потрясений и тревог, поэтому свадьба с Ольгой
откладывается. Их романтическая любовь не выдержала испытания реальной
жизнью, но за тот род, срок, на который была отложена свадьба, дом
Пшеницыной стал, для Ильи Ильича тем райским благословенным уголком, в
который он всегда стремился.
После того как Штольцу удается уладить дела в Обломовке, Обломов
исправно получает доходы, и в доме Пшеницыной воцаряются мир и тишина.
Как и в Обломовке, в новообретенном райском уголке ведутся разговоры о
праздниках, кухне, продовольствии. Как и в Обломовке, здесь барин может
сидеть, не трогаясь с места, и пусть "не взойдет завтра солнце, застелют
небо вихри, понесется бурный ветр из концов вселенной, а суп и жаркое
явятся, у него на столе, а белье его будет чисто и свежо, а паутина
снята со стены...".
Любящее око жены Агафьи Матвеевны зорко сторожило каждое
мгновение жизни. Ильи Ильича, но "вечный покой, вечная тишина и ленивое
переползанье изо дня вдень тихо, остановили машину жизни".. Обломов
"скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились
часы, которые забыли завести". Так бесславно окончилась его жизнь....
По мнению Д.И. Писарева, "Обломов.... олицетворяет в себе ту
умственную апатию, которой г. Гончаров придал, имя обломовщины". "Эта
апатия... выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми,
разнородными причинами; но везде в ней играет главную роль, страшный
вопрос: "Зачем жить? К чему трудиться?" — вопрос, на который человек
часто не может найти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный
вопрос, эта неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят
деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя в
нем цели..." Причина апатии заключается отчасти во внешнем положении
человека, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития.
По внешнему своему положению Обломов — барин: "у него есть Захар и еще
триста Захаров", которые обеспечивают ему беззаботную праздную жизнь.
Об исключительной типичности обломовщины великолепно написал
Н.А. Добролюбов, но ив самом романе ее живучесть и распространенность
показаны достаточно убедительно. О ней гневно говорит Штольц, о ней
свидетельствует и признание самого Обломова: "Да я ли один? Смотри:
Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов... не пересчитаешь: наше
имя легион!" Обломовщина встречалась не только в деревне на Волге, но и в
других местах крепостнической России, и в столице; она проявляла себя
не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных
крестьян, людей интеллигентных профессий, которые с удовольствием
оставили бы свои занятия, если бы все то, что они зарабатывают своим
трудом, досталось им даром.
Обломовское начало, как мы видели, живет в Захаре, в гостях
героя, в светских салонах, в быте вдовы Пшеницыной... Вот почему слово и
понятие "обломовщина", по словам Д.И. Писарева, никогда "не умрет в
нашей литературе", "проникнет в язык и войдет во всеобщее употребление".